Предметно пространственная среда в старшей группе по фгос фото своими руками

2441

Предметно пространственная среда в старшей группе по фгос фото своими руками

Предметно пространственная среда в старшей группе по фгос фото своими руками



Автор: Земцова Галина Леонидовна   

предметно пространственная среда в старшей группе по фгос фото своими руками Самоанализ воспитателя «В стране математики»Самоанализ воспитателя «В стране математики»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 п. Степной.

Составила воспитатель детского сада № 22 «Берёзка» п. Степной Земцова Г.Л.

Моё педагогическое кредо:

«Гореть – не тлеть!»

Педагог дошкольного учреждения – это стиль жизни... Ежедневно взаимодействуя с детьми, пришла к выводу о необходимости выбора методов, форм обучения, наиболее приближенных к естественной детской деятельности — игре.

 

В последние годы детский сад стал учреждением с программой развития,

в этих условиях особую важность приобретают наши человеческие качества — доброта, терпеливость, порядочность. Ведь не секрет, что современные родители в водовороте ежедневных дел, порой забывают о душевном тепле, так необходимом их дочерям и сыновьям. А я, воспитатель, должна и обязана согревать детей своим теплом. Чтобы дети тебе поверили, надо просто их любить и создать условия, где они могли бы подниматься на ступеньку выше в своем развитии. Понимаю, что жизнь не стоит на месте, можно утонуть в море информации, поэтому стараюсь осваивать новые методы, приемы и технологии, ведь только от меня зависит, чему я научу своих воспитанников.

Моё профессиональное убеждение: педагог должен учиться всему и постоянно. Ещё одним своим постулатом считаю профессиональное беспокойство за настоящее и будущее своих питомцев. Воспитание группы детей – дело нелегкое и обязывает меня быть сообразительной, всегда готовой к разрешению любых ситуаций. Работая воспитателем, пришла к выводу, что дети очень чутко улавливают слабости педагога и не прощают срывов, растерянности, беспомощности. Они любят играть в игры, я — тоже, и каждый день своей педагогической деятельности наполняю дидактическими, сюжетно — ролевыми, развивающими играми.

Анализируя свой опыт работы, пришла еще к ряду убеждений:

  • воспитатель должен хотеть и уметь работать с детьми, каждая минутка рядом с ними должна быть мостиком к решению детских проблем
  • нельзя достигнуть хороших результатов, не имея единомышленников, то есть, нужна система взаимодействия всех, кто соприкасается с детьми
  • главная роль в развитии ребенка, всё же принадлежит родителям, отсюда необходимость сотрудничества с родителями.

Работу и общение с родителями понимаю как процесс сотрудничества, формирование единых интересов и потребностей между детским садом и семьёй, единых линий и преемственности воспитания в семье и дошкольном учреждении.

Оценивая условия для педагогической деятельности, могу сказать, что в нашем дошкольном учреждении создана необходимая материально-техническая база: имеется мебель, оборудование, технические средства обучения, учебные пособия, журналы, газеты. Стараясь идти «в ногу со временем», самостоятельно разработала дидактические игры и раздаточный материал.

Часто вспоминаю известное высказывание Л.С. Выготского о том, что обучение должно вести за собой развитие. И поэтому, главную свою задачу вижу в том, чтобы не подавлять ребёнка грузом своих знаний, а создавать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы в процессе игры с математическим материалом в дидактических играх.

Анализ практики работы коллег многих дошкольных учреждений Курганинского района свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии детей дошкольного возраста и явным перевесом педагогического процесса в сторону обучения детей на НОД (в непосредственно-образовательной деятельности), их раннего вовлечения в систему дополнительного образования. Таким образом, игровая деятельность перестаёт быть источником самореализации ребёнка – дошкольника.

Работаю по программе «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой в соответствии с ФГОС, одна из основных задач которой – способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления самостоятельному познанию и размышлению, развитию умственных способностей в наиболее близких и естественных для ребёнка – дошкольника видов деятельности: игре, общении со взрослыми и сверстниками, труде. Именно в этих видах деятельности, по мнению авторов программы, происходит становление таких новообразований, как произвольность поведения, способность к логическому мышлению, самоконтроль, творческое воображение, что составляет важнейшую базу для начала систематического обучения. Поэтому считаю актуальной проблему недостаточного использования занимательного математического материала и дидактических игр в развитии дошкольников.

Учитывая тот факт, что интерес является лучшим стимулом к обучению, стараюсь использовать каждую возможность, чтобы разгрузить детей посредством игровой деятельности в учебно-воспитательном процессе. Сложность же использования дидактической игры в НОД по развитию элементарных математических представлений и в совместной деятельности воспитателя с детьми обусловлена нехваткой современных методических пособий по данной конкретной теме.

Главная моя задача — выбрать наиболее эффективные методы и приемы организации детей, которые позволили бы максимально использовать влиятельное положение лидеров, создать ситуацию успеха для каждого ребенка. Созданные мной условия самореализации каждого ребенка в совместной, увлекательной деятельности, выступают эффективным средством выражения его индивидуальности в группе сверстников.

Выдвинув предположение, что систематически организуемые дидактические игры с математическим содержанием способствуют улучшению процесса развитияматематических представлений детей дошкольного возраста, поставила перед собой цель:

способствовать развитию математических представлений у дошкольников через дидактические игры.

Игра, по моему утверждению, не только средство оптимизации процесса обучения и воспитания, но и важный аспект психологического комфорта детей.

Мной был выбран следующий путь осуществления задач:

  1. Изучить новинки литературы по проблеме обучения и воспитания детей с использованием дидактических игр.
  2. Найти и экспериментально обосновать педагогические условия организации дидактических игр, влияющих на развитие математических представлений у дошкольников.
  3. Обогатить предметно-развивающую среду группы детского сада.
  4. Опираясь на полученные результаты, разработать мероприятия и методические рекомендации для коллег-педагогов и родителей.

В своей работе пытаюсь соединить теорию педагогической науки с практикой воспитания и обучения в детском саду. Важным условием повышения эффективности образовательного процесса в любой группе детского сада считаю развитие активности дошкольников. Для меня, как для воспитателя, взаимодействующего с детьми разных возрастных групп, очень важно определить, каким набором педагогического инструментария следует воспользоваться, чтобы ежедневно помогать малышам овладевать азами математики, познавать мир, развиваться, взрослеть. В результате своей практической деятельности выяснила, что не каждого ребенка легко побудить к активной деятельности на занятии или в игре. У некоторых детей пропадает интерес и, естественно, появляется отставание от сверстников. Преодолеть такое положение стало возможным в результате поиска более интересных форм воспитания и обучения, создания атмосферы сотрудничества в группе, дающей каждому веру в возможность движения вперед.

С первого года работы воспитателем возникла необходимость творческого освоения новых педагогических приёмов. Работая с детьми разного возраста, имею возможность наблюдать, как меняется активность, мотивация, появляется возможность дифференцированно воздействовать на их развитие у каждого ребёнка. Часто при знакомстве с передовым педагогическим опытом (в печати, во время просмотра открытых занятий, игр) обнаруживала новые приемы руководства и оформления игр и механически переносила их в свою работу, не получая при этом желаемого результата. Методические приемы позволяли достичь результата лишь в тех случаях, если их применяла системно, учитывая общие тенденции развития детей группы, закономерности игровой деятельности, если хорошо знала и чувствовала каждого ребенка.

Выбирая профессию педагога, я взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, вместе с тем, отвечаю за свою профессиональную подготовку, свое право быть воспитателем. Достойное выполнение профессионального педагогического долга требует от меня принятия ряда обязательств: объективно оценивать собственные возможности, знать свои сильные и слабые стороны; обладать общей культурой умственной деятельности, культурой поведения, общения, ведь во всех изданиях звучит заповедь, что педагог  это образец, которому чаще всего неосознанно, подражают дети, перенимая то, что делает воспитатель. Чтобы процесс обучения и математического развития в дидактической игре проходил успешно, по моему мнению, должна быть создана вокруг него соответствующая атмосфера сотрудничества. Используя в работе с детьми традиционные и нетрадиционные формы организации совместной деятельности через дидактическую игру, смогла добиться позитивной динамики развития элементарных математических представлений у детей. Анализируя опыт работы с детьми среднего и старшего возраста, могу сделать следующие выводы. Подбор дидактических игр осуществляется мной с учетом возможностей детей, уровня их развития, интереса к решению интеллектуальных и практических задач. При отборе заданий, игр и упражнений учитываю их взаимосвязь (наличие общих и постепенно усложняющихся элементов: способов действия, результатов) и сочетаемость с общей системой занятий, проводимых с помощью других дидактических средств. Достаточно эффективным оказалось использование дидактических игр в индивидуальной работе с детьми.

Постоянный анализ достижений воспитанников – обязательное условие моей работы. Смысл диагностирования вижу в том, чтобы получать по возможности реальную и наглядную картину развития ребёнка. Диагностирование позволяет мне определить, удаётся ли решать в единстве задачи обучения, развития и воспитания.

Опыт педагогической деятельности показывает, что развитие математических представлений детей через дидактическую игру представляет собой развитие умений анализировать, синтезировать, классифицировать, обобщать и оценивать.

В заключение можно сделать вывод, что педагогику создавали знаменитые личности, а мы, рядовые воспитатели, ежедневно подтверждаем или опровергаем её законы на практике. И от того, с какими знаниями и умениями я буду приходить ежедневно в детский коллектив, заложу ли искорки любознательности, добра и справедливости в детские сердечки, — зависит будущее наших детей, наших поселков, городов и будущее нашей страны.

Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством математических сказок

Аннотация

Одна из важнейших задач воспитания ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. На решение этой задачи должны быть направлены содержание и методы подготовки мышления дошкольников к школьному обучению, в частности пред математической подготовки.

Математика играет огромную роль в жизни человека. Без математики невозможно полностью и адекватно описать, исследовать, понять многие явления не только природы и познания, но и общества, социально-экономических областей. Математика — уникальная наука. Она способствует выработке адекватного представления и понимания знания. Ни одно человеческое исследование не может называться истинной наукой, если оно не прошло через математические доказательства — писал Леонардо да Винчи.

Математика реализует не только мировоззренческие, но воспитательные, культурные и эстетические функции.

Мировоззренческая роль математики состоит, в частности, в том, что она помогает вникать в суть явлений и процессов, происходящих в окружающем нас мире, выявлять, описывать и исследовать как внешние связи, так и внутренние связи системы.

Эстетическая роль математики (эстетика — наука о прекрасном) состоит, в частности в том, что она сводит разрозненные элементы и связи системы в целостную композицию, обладающую эстетическими качествами (красота, обаяние, цвет, форма, пропорция, симметрия, гармония, единство частей целого, полезность, удовольствие и др.).

Воспитательная роль математики состоит в том, что изучение и применение математики вырабатывает исследовательский, творческий подход к делу; настойчивость, терпение и трудолюбие; аккуратность; логичность и строгость суждений; умение выделять главное и игнорировать второстепенное, не влияющее на суть проблемы; умение ставить новые задачи и др. Поэтому роль математики в жизни человека очень важна.

В математику ребенок входит уже с самого раннего возраста. В течение всего дошкольного возраста у ребенка начинают закладываться элементарные математические представления, которые в дальнейшем будут основой для развития его интеллекта и дальнейшей учебной деятельности. Источником элементарных математических представлений для ребенка является окружающая реальная действительность, которую он познает в процессе своей разнообразной деятельности, в общении со взрослыми и под их обучающим руководством.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Простое и порой скучное обучение счётным операциям не обеспечивает ребёнку его всестороннего развития. В последние десятилетия возникли тревожащие тенденции, связанные с тем, что система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы, методы, иногда и содержание обучения, что не соответствует возможностям

детей дошкольного возраста, их восприятию, мышлению, памяти. Справедливо критикуется возникающий на этой основе формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Появилась необходимость заняться поисками новых средств обучения, которые в наибольшей степени способствовали бы выявлению и реализации потенциальных познавательных возможностей каждого ребенка.

Развитие математических способностей дошкольников

Вопросом формирования математических представлений у детей дошкольного возраста занимались многие педагоги (начиная с Я.А. Коменского и заканчивая современными исследователями — Т.И. Ерофеевой, Н.Я. Большуновой), которые рассматривали математическое развитие детей, начиная с младшего дошкольного возраста. В старшем дошкольном возрасте исследователи выделяли методы и приемы обучения, такие как беседы и занятия, разнообразные игры и занятия, а на современном этапе также использование специальных математических сказок, исследователи говорят, что математическое развитие должно быть связано со всеми деятельностями детей и обучение должно осуществляться без принуждения и давления.

Педагоги — исследователи (Большунова Н.Я., Шорыгина Т.А., Ерофеева Т.И. и др.) искали эффективные методы и средства по формированию математических представлений у детей. Эти исследователи таким средством определили сказку как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста.

Эти исследователи отмечали, что усвоение элементарных математических представлений должно происходить не принужденно для детей, поэтому математику лучше преподносить на знакомом им материале, например с помощью сказок, так как это облегчит процесс обучения, заинтересует детей. Во многих сказках математическое начало находиться на самой поверхности. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

На современном этапе сказка переживает настоящий бум популярности. Это объясняется универсальностью сказки, ее доступностью и простотой использования, влиянию на развитие личности ребенка. А так же тем, что дети дошкольного возраста весьма восприимчивы к сказкам.

Как мы уже отмечали ранее дошкольный возраст — это начало всестороннего развития и формирования личности. В этот период деятельность анализаторов, развитие представлений, воображения, памяти, мышления, речи в комплексе приводят к формированию чувственного этапа познания мира. Интенсивно формируется логическое мышление, появляются элементы абстрактных рассуждений. Дошкольник стремиться представить мир таким, каким он его видит.

Возможности сказок в формировании математических представлений дошкольников

Сказка — универсальное средство. Она имеет воспитательный, образовательный и развивающий потенциал и очень ценна для педагогов. Предметом повествования в ней служат необычные, удивительные, а не редко таинственные и страшные события; действие же имеет приключенческий характер. Это в значительной степени предопределяет структуру сюжета. Он отличается многоэпизодностью, законченностью, драматической напряженностью, четкостью и динамичностью развития действия. Положительный герой, преодолевая трудные препятствия, всегда достигает своих целей. Сказке свойствен счастливый конец. В произведениях этого жанра все сосредоточенно вокруг основного персонажа и его судьбы.

Сказка, как уже было отмечено, сама по себе имеет огромный развивающий потенциал. Форма метафоры, в которой созданы сказки, истории, притчи, анекдоты, наиболее доступна для восприятия ребенка. Это делает ее привлекательной для работы. Кроме того, работа со сказкой, моделирование в рамках сказочной формы развивают личность педагога, создают невидимый мост между ребенком и взрослым, сближают родителей и детей.

Сказки есть в каждом доме, в дошкольном периоде они читаются детям всех возрастов. И дети их любят. Из них они черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Удивительный сказочник Д. Родари, а в дальнейшем большинство авторов направления ТРИЗ (теории решения изобретательных задач) совершенно справедливо утверждают следующее:

  • существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и другие негативные моменты. И мы сами в этом легко убеждаемся, рассказывая о том, как лиса съела колобка, как сестры издевались над Золушкой, как тяжело жилось Иванушке-дурачку и т.п.
  • сказки подаются дошкольникам недостаточно разнообразно, в основном — это чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов, кинофильмов по мотивам знакомых сказок
  • сказки далеко не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств
  • с развитием массового телевидения читать детям стали значительно меньше. Телевизор в этом поединке с книгой без труда вышел победителем: смотреть зрелище легче и интереснее. Ребенок чаще сидит у телевизора, чем с книгой.

Сказка обладает рядом неоспоримых достоинств, и именно они делают сказку привлекательной для психологической, терапевтической и развивающей работы. С давних времен люди использовали сказки, притчи, мифы как воспитательное средство. Они передавали и закрепляли нравственные ценности, правила поведения. Занимательные приключения героев сказок, образность языка делают интересной, безопасной и приемлемой даже самую суровую мораль. Также отсутствие жесткой персонификации помогает ребенку идентифицировать себя с главным героем, а неопределенность места действия не ограничивают фантазию ребенка.

Очень важно, что в сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживает в своей жизни каждый человек. Жизненный выбор, любовь, ответственность, взаимопомощь, преодоление себя, борьба со злом — все это «закодировано» в образах сказки. Тем более во многих сказках математическое начало находится на самой поверхности ( «Два жадных медвежонка», «Волк и семеро козлят», «Цветик-семицветик» и т.д.).

В сказке, имеющей математическое содержание, все это сохраняется, только героями могут служить различные цифры, геометрические фигуры, но и также разные герои простых сказок, в сюжет включены разнообразные математические представления. Такие сказки также имеют действия приключенческого характера, усложненные разнообразными испытаниями, математического характера, которые должен выполнить персонаж вместе с маленькими слушателями.

Основные особенности волшебных сказок математического характера состоят в значительно более развитом сюжетном действии, в приключенческом характере сюжетов, что выражается в преодолении героем целого ряда препятствий, которые нужно преодолеть, совершив определенное математическое действие, в достижении цели; а также в необычайности событий, чудесных происшествиях, совершающиеся благодаря тому, что определенные персонажи способны вызывать чудесные явления, которые могут возникать и в результате использования особых (чудесных) предметов; в особых приемах и способах композиции, повествования и стиля.

На современном этапе разработано множество разнообразных математических сказок, такими авторами как Шорыгиной Е.А., Ерофеевой Т.И., Большуновой Н.Я и многими другими авторами. В математической сказке можно выделить свою особую структуру, которую выделили В.Ф. Любичева и Р.Р. Мухамедьянова:

  • введение в сказочную страну, в которой живут сказочные математические объекты
  • разрушение благополучия, т.е. нарушение отношений, связей между сказочными математическими объектами
  • восстановление этих отношений, связей и т.д.

В содержания математических сказок обязательно включены математические понятия и представления: о форме, величине, длине предметов, о геометрических фигурах, о времени, о пространстве, а также числа и др.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как, увлекшись, дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое, и это новое входит в них естественно.

Осваиваемое содержание может быть включено в сказку в форме особого рода познавательных задач — загадок, выполнение которых становиться мерой социальной значимости героя (и его помощников — детей): волшебник покажет дорогу, если герой сказки вместе с детьми решит те или иные задачи (загадки). Такого рода ситуации типичны в сказках: женихов испытывает принцесса; Баба-яга испытывает Ивана Царевича и т.д. Этот способ эффективен, потому что в качестве задач или загадок легко может быть представлено любое содержание, в том числе и математическое.

Поэтому можно утверждать, что сказка и ее возможности в формировании математических представлений детей дошкольного возраста безграничны. Так как дети любят сказки, они знакомы им, потому, что используются и дома, и в детском саду. Сказка особенно интересна детям, она привлекает их своей композицией, фантастическими образами, выразительностью языка, динамичностью событий. Дети сами не замечают, как в их мысли проникают понятия, в том числе и математические. В сказочных сюжетах зашифрованы ситуации и проблемы, которые переживаются детьми. Математическое начало, которое содержится на самой поверхности, принимается и усваивается детьми непринужденно и легко.

Значение математических сказок

для развития математических способностей

Для дошкольника средством развития математических способностей является сказка, которая представляет собой феномен культуры. Сказка играет в мышлении ребенка ту же роль, что в мышлении взрослого играет логика. Сказка идентична по своей структуре с сюжетно – ролевой игрой и является эффективным средством развития ребенка. В сказке представлены знания о мире, специфическая картина мира, соответствующая специфике детской картине мира.

Если система активности ребенка разворачивается в пространстве детской игры, то систему мышления ребенка образует сказка, заменяющая ему логику взрослого человека. Сказка позволяет детям в особой метафорической форме формулировать для себя специфические детские теоретические вопросы об устройстве Мира (о добре и зле, о жизни и смерти и т. д.) Исследования структуры сказки показывают, что сказка способна выполнять функции особой системы мышления. Она является также средством развития и самой детской игры, поскольку она расширяет пространство воображаемой ситуации в игре.

При использовании сказок в процессе обучения математике основной акцент делается не на запоминании учебной информации, а на глубоком ее понимании, сознательном и активном усвоении, так как дети не замечают, что учатся, развиваются, познают, запоминают новое.

Исходя из этого, считаю, что сказка должна использоваться на занятиях по математике, включая разнообразные задания, связанные с героями и сюжетом сказок. В связи с этим, мною была составлена картотека математических сказок и серия конспектов по формированию математических представлений для детей старшей группы.

Методическое обеспечение работы

по развитию математических способностей детей

Работа по формированию математических представлений осуществляется как на занятиях, так и в повседневной жизни, т.к. обучение наиболее продуктивно, если оно идет в контексте практической и игровой деятельности. Поэтому, планируя работу на день, целесообразно включать в утренний и вечерний отрезки времени, на прогулке, в игровую деятельность дидактические игры, настольно-печатные игры, сюжетно-дидактические и подвижные игры с математическим содержанием, элементы занимательной математики (логические задачи, загадки, считалки, стихи, головоломки, лабиринты и др.), математические задачи.

Уголок занимательной математики

Среди условий, необходимых для формирования познавательных интересов дошкольника, для развития глубокого познавательного общения со взрослыми и со сверстниками, и – что не менее важно – для формирования самостоятельной деятельности, обязательно наличие в группе ДОУ уголка занимательной математики.

Уголок занимательной математики должен представлять собой специально отведенное, тематически оснащенное играми, пособиями и материалами и определенным образом художественно оформленное место.

Создание уголка занимательно математики решает перед собой следующие задачи:

  • Предоставление возможности ребенку, исходя из своих потребностей и интересов «поиграть» в математическом уголке (как вид самостоятельной деятельности).
  • Предоставление возможности индивидуальной работы в конкретном, специально оборудованном, тематически оформленном месте.
  • Решение задач развития детей средствами разнообразного богатого комплекса дидактических материалов (по математике).
  • Закрепление полученных ранее математических знаний, умений и навыков через занятия в уголке занимательной математики.

Содержание уголка занимательной математики

  • Математические логические, развивающие и интеллектуальные игры.

Дидактические игры с наглядным материалом, знакомые детям по занятиям.

  • Математические развлечения: загадки, задачи-шутки, ребусы, кроссворды, игры-головоломки.
  • Дидактические пособия (модели, схемы, графики, чертежи, карты, математические тетради, математический конструктор и другие пособия математического содержания).
  • Литература для детей математического содержания (математические сказки, словесные задания).
  • Шашки, шахматы и другие настольные игры.
  • Дополнительный рабочий материал (цветные карандаши, ручки, фломастеры, бумага и т.д.).

Основные требования к уголку занимательной математики

  • Уголок должен представлять собой специально отведенную зону.
  • Необходимо обеспечить для него свободный доступ детей.
  • Содержание уголка должно быть с одной стороны знакомо ребенку, с другой стороны, материалы должны постоянно меняться, дополняться и взаимозаменяться.
  • Все материалы должны быть красочно оформлены.

Зоны оформления

  • Стена, где будет расположено название уголка занимательной математики в виде больших красочных букв, красочные иллюстрации математического содержания.
  • Полки и шкафчики, где будет храниться весь дидактический материал, который должен быть доступным для детей.
  • Стол, где ребенок один, вместе со взрослым или со сверстниками сможет работать.

В создании уголка занимательной математики могут принимать участие:

  • Воспитатели и помощники воспитателей (собирают дидактические материалы и оформляют уголок);
  • Родители (предоставление самодельных или готовых игр и пособий);
  • Дети (изготовление самостоятельно или с помощью взрослых пособий и игр);
  • Руководство ДОУ (обеспечение уголка готовыми дидактическими материалами, которые в изобилии появились в продаже).

Правила работы в уголке занимательной математики

  • Дидактический материал из уголка никуда не уносится, работа с ним проводится непосредственно в уголке.
  • Уголок должен постоянно пополняться новыми играми и пособиями.
  • Отношение к уголку занимательной математики должно быть уважительным, как к специфической развивающей зоне (в первую очередь этого правила должны придерживаться взрослые, т.к. дети в дальнейшем переймут характер отношения, что непременно скажется на результатах работы).
  • В уголке одновременно могут работать не более двух детей; это могут быть взрослый и ребенок.
  • Желательно, чтобы уголок занимательной математики находился в зоне видимости воспитателя и дети, работая самостоятельно, могли обратиться за советом или помощью.
  • Содержать уголок необходимо в чистоте и порядке, приучать детей самостоятельно убирать за собой (воспитание уважительного и бережного отношения к дидактическому материалу).

Математические сказки

Для формирования полноценных математических представлений и для развития познавательного интереса у дошкольников очень важно наряду с другими методами использовать занимательные проблемные ситуации. Жанр сказки позволяет соединить в себе и сказку, и проблемную ситуацию. Сам сюжет и сказочные персонажи привлекают детей.

Вживаясь в события сказки, ребенок как бы становится ее действующим лицом. При этом повышается познавательная активность: он стремится вмешаться в ситуацию и повлиять на нее. Живой интерес, который возникает у ребенка, можно использовать для повышения эффективности обучения.

Слушая интересные сказки и переживая с героями, дошкольник в то же время включается в решение целого ряда сложных математических задач, учится рассуждать, логически мыслить, аргументировать ход своих рассуждений.

Читая сказку, не следует торопить события и давать готовый ответ. Там, где ребенку предлагается помочь героям выполнить то или иное задание, необходимо сделать паузу в чтении. Воспитатель или родители, которые занимаются с детьми, направляют их поисковую деятельность. Целесообразно по ходу чтения сказки дать ребенку практически действовать с наглядным материалом, опытным путем находить решения, обсуждать прочитанное, анализировать все высказанные варианты ответа, с тем чтобы он сам видел возможность отвергнуть неверный способ решения.

Можно оформить познавательный материал к каждой сказке, который будет содержать задание по темам, например, «Количество и счет», «Состав числа из двух меньших чисел», «Сложение и вычитание», «Деление целого на равные части», «Величина», «Ориентировка во времени», «Ориентировка в пространстве». Желательно также, с помощью специалистов по изобразительной деятельности и ручному труду красочно оформить наглядный материал к каждой из используемых сказок.

Задания, предложенные в контексте сказки, могут быть изменены в зависимости от уровня развития ребенка и поставленных задач. Познавательный материал включается в ситуации из повседневной жизни, что делает его восприятие непринужденным и доступным для детей.

Консультация для воспитателей

Использование занимательного материала для формирования математических представлений

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от рождения. Формирование у дошкольников познавательного интереса является одной из важнейших задач обучения ребёнка в детском саду.

Познавательный интерес – ведущий мотив учебной деятельности, направляющий личность на овладение знаниями и способами познания, так как:

  • интерес способствует формированию глубоких и прочных знаний
  • развивает и повышает качество мыслительной деятельности, активность в учении, благоприятствует формированию способностей
  • создаёт более благоприятный фон для протекания всех психических процессов.

Важнейшим средством интеллектуального развития ребёнка – дошкольника является изучение математике в детском саду. Успех обучения математике обусловлен наличием интереса к ней, так как усвоение знаний зависит от того, настолько ребёнок заинтересован деятельностью. Как известн